Предисловие автора

 

 

Вот вопрос, который я не раз слышал после опубликова­ния «Чайки Джонатан Ливингстон»: «Что вы собираетесь писать дальше, Ричард? Что после Джонатана»'?

Я отвечал тогда, что больше ничего не должен писать, ни слова, и что мои книги, взятые вместе, уже сказали все, что я просил их сказать. После того как я голодал и вынуж­ден был продать машинку, и прочее в том же роде, я был рад, что не должен больше работать до полуночи.

Но каждое лето, или почти каждое, я выбирался на сво­ем стареньком биплане в зеленотравные моря Среднего За­пада, катал пассажиров по три доллара за рейс и начал сно­ва ощущать прежнее напряжение. Осталось что-то, что я должен был сказать — и не сказал.

Мне вовсе не нравится писать книги. Если я могу повер­нуться спиной к идее, которая притаилась в темноте, если я могу избежать этого и не открыть ей дверь, я даже не потянусь к перу.

Но иногда раздается взрыв, и летит стекло, кирпич, ос­колки сквозь переднюю стену, и кто-то или что-то осто­рожно подкрадывается по булыжнику, хватает меня за гор­ло и тихо говорит: «Не отпущу тебя, пока не выскажешь меня словами на бумаге». Вот как я повстречался с «Иллю­зиями».

Даже там, на Среднем Западе, когда я, бывало, лежал на спине и учился разгонять облака, я не мог прогнать эту историю из своего ума... Что, если бы пришел кто-то, кто действительно годился для этого, и смог бы научить меня, как действует мой мир и как им управлять? Что, если бы я встретил кого-то сверхпродвинутого?.. Что, если бы Сиддхартха или Иисус пришли в наше время с властью над иллюзиями мира, ибо они знали бы реальность, лежащую за ним? И что, если бы я лично встретил его, если бы он летал на биплане и приземлился на том же самом поле, что и я? Что сказал бы он, как бы он выглядел?

Быть может, он не был бы похож на мессию из моего дневника, испачканного машинным маслом и в пятнах зе­лени от травы, быть может, он не сказал бы ничего такого, что говорится в этой книге. Но и тогда он говорил бы мне: мы притягиваем в свою жизнь все то, о чем думаем. Но если это правда, то так или иначе я привел себя к этому моменту по какой-то причине, — и вы также. Не случайно, наверное, вы держите эту книгу: возможно, есть что-то в этих приключениях, чтобы вы попали сюда и запомнили. Я выбираю способ думать таким образом. И я предпочитаю думать, что мой мессия вознесся в какое-то другое измере­ние, и это вовсе не выдумка, наблюдает за нами обоими и смеется от удовольствия, что все случилось так, как было задумано.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1. Жил-был Учитель, который пришел на Землю, родив­шись в святой земле Индиане, и вырос среди таинственных холмов к востоку от Форт-Уэйна.

2. Этот Учитель учился этому миру в здешних местах, в обычной школе штата Индиана, а когда вырос — у своей профессии автомеханика.

3. Но у Учителя были и другие знания, полученные из других школ, из других стран и из других жизней, которые он прожил. Он помнил их, и эта память делала его мудрым и сильным, так что другие увидели силу его и пришли к нему за советом.

4. Учитель верил, что у него есть сила помочь себе и всему человечеству, и было ему по вере его, так что и дру­гие увидели его силу и пришли к нему, чтобы он избавил их от бед и исцелил от всяческих болезней.

5. Учитель верил, что для любого человека полезно ду­мать о себе, что он сын Бога, и как он верил, так оно и было, и в мастерских, где он работал, появлялись толпы тех, кто искал его учения и хотел коснуться его, а улицы были зап­ружены теми, кто жаждал лишь одного: чтобы на них упала его тень, когда он пройдет мимо них и изменит их жизнь.

6. Случилось так, что из-за этих толп управляющие мас­терскими, где он работал, попросили Учителя оставить ра­боту и идти своей дорогой, ибо так тесно обступала его толпа, что ни у кого из механиков не было места, чтобы чинить автомобили.

7. И случилось так, что он ушел за пределы города, и люди, следовавшие за ним, стали называть его Мессией и чудотворцем, и как они верили, так оно и было.

8. Если, когда он говорил, проносилась гроза, то ни еди­ной капли не падало на головы слушателей его. Те, кто стоял далеко от него в этой огромной толпе, слышали его слова так же ясно, как и те, кто был рядом с ним, — неваж­но, гремел ли при этом гром или сверкала молния. И всегда он говорил с ними притчами.

9. И сказал он им: В каждом из нас заложена сила на­шего согласия на здоровье и болезнь, на богатство и бед­ность, на свободу и рабство. И это мы управляем этой великой силой, и никто другой.

10. Тут заговорил мельник, и сказал он: «Тебе легко говорить, Учитель, ибо тобой руководят свыше, а нами — нет, да это и не нужно, так как мы трудимся. Человеку приходится работать, чтобы жить в этом мире».

11. Учитель, отвечая им, сказал: Однажды жили-были существа в одной деревне на дне большой прозрачной реки.

12. Течение реки молча проносилось над ними всеми — молодыми и старыми, богатыми и бедными, добрыми и злыми. Течение шло своей собственной дорогой, зная лишь свое собственное хрустальное Я.

13. Все существа, каждый по-своему, крепко цеплялись за стебли и камни на дне реки, ибо цепляться было их образом жизни, а сопротивление течению — тем, чему каж­дый учился с рождения.

14. Но одно существо сказало наконец: «Мне надоело цепляться. Хотя я не могу этого видеть, но я верю, что поток знает, куда он течет. Я отцепляюсь, и пусть он несет меня, куда захочет. Цепляясь, я умру от скуки».

15. Другие существа засмеялись и сказали: «Глупец, от­цепишься — и поток, которому ты поклоняешься, швыр­нет тебя о камни и разобьет вдребезги, и ты умрешь ско­рее, чем от скуки!»

16. Но он не обратил на их совет внимания и, глубоко вздохнув, перестал держаться, — и сразу же его закрути­ло течение и швырнуло о камни.

17. Однако он отказался прицепиться снова, и поток высоко поднял его, свободного, со дна, и больше он уже не был в синяках и не ушибался.

18. А существа на дне, для которых он уже был чужим, кричали: «Смотрите, оплетает! Свершилось чудо! Смот­рите, Мессия пришел спасти нас всех!»

19. А он, несясь в потоке, сказал: «Я не более Мессия, чем вы. Река с восторгом принимает нас, свободных, если только мы осмеливаемся отцепиться. Наша истинная ра­бота — в этом путешествии, в этом приключении!»

20. Но они еще громче кричали: «Спаситель!», и все так же цеплялись за камни и веточки, и когда они снова взгля­нули вверх, его уже не было, и они остались одни и стали создавать легенды о Спасителе».

            21. И случилось так, что все больше и больше людей толпилось вокруг него с каждым днем, и все ближе, все плотнее, со все возрастающим упорством. Когда он увидел, что они вынуждают исцелять их, не давая отдыха, и кор­мить их постоянно чудесами, учить их жить их жизнью, он в тот же день ушел на вершину горы, и там молился.

22. И в сердце своем сказал он: «Бесконечное Лучезар­ное Сущее! Если будет на то Воля Твоя, да минует меня чаша сия, да избавишь Ты меня от этой немыслимой зада­чи. Я не могу жить жизнью ни одной другой души, однако десятки тысяч молят меня о жизни. Прости меня, что я поз­волил всему этому случиться. Если на то воля Твоя, дай мне вернуться к моим машинам и инструментам и жить как все остальные люди!»

23. И голос на холме заговорил с ним, голос, который не был голосом ни мужчины, ни женщины, ни громким, ни тихим, — голос, который был бесконечно добр. И сказал ему Голос: «Не Моя воля, но Твоя да свершится. Ибо то, что есть Твоя, это и Моя воля для Тебя. Иди своим путем, как и все другие люди, и да будешь Ты счастлив на земле».

24. И, услышав это, Учитель обрадовался и возблагода­рил, и сошел вниз с горы, напевая песенку механика. И когда толпа приступила к нему со своими горестями, умо­ляя исцелить их, и накормить их тут же пониманием, и развлечь их чудесами, он улыбнулся народу и сказал лю­безно: «Я закончил».

25. На мгновение толпа онемела от изумления.

26. И сказал он им: «Если человек сказал Богу, что он больше всего на свете хочет помогать страждущему миру, любой ценой, и Бог ответил, и сказал ему, что он должен делать, следует ли человеку делать так, как ему сказали?»

27. «Конечно, Учитель! — закричали они. — Для него должно быть удовольствием испытывать даже муки ада, если Бог просит этого!»

29. «Не важно, каковы эти муки и насколько сложна задача?»

30. «Честь быть повешенным или быть распятым на де­реве и сожженным, если это то, о чем попросил Господь!» — сказали они.

31.«А что бы вы сделали, — сказал Учитель, — если бы Бог заговорил с вами и прямо в лицо сказал бы вам: Я по­велеваю вам, чтобы вы были счастливы в мире, пока вы можете! Что бы вы сделали тогда?»

32. И молчала толпа, и ни голоса, ни звука не было слышно в холмах и долине, где они стояли.

33. И сказал тогда Учитель в тишине: «На дороге наше­го счастья найдем мы знание, ради которого мы избрали эту жизнь. Вот что я узнал в этот день, и я выбираю поки­нуть вас, и теперь вы пойдете своим собственным путем, как вам захочется».

34. И он ушел своей дорогой сквозь толпу и оставил их, и вернулся к повседневному миру людей и машин.

 

 

Глава 2

 

 

 

Hosted by uCoz